Патриотическое воспитание детей

Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Организация развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования, способствующей формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников

Система работы по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников требует организации особых условий, создания развивающей предметно­пространственной среды, обеспечивающей яркую образность, наглядность, комплекс ощущений и эмоциональных переживаний воспитанников.

В первой и второй младших группах – знакомство с ближайшим окружением, формирование элементарных представлений о родном крае – центр патриотического воспитания должен содержать материал по социально-нравственному воспитанию и формированию основ гражданско-патриотической культуры следующей тематики:

«Взрослые люди» (профессии, действия, внешний вид) – иллюстрации, дидактические игры;

«Семья» – иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; показывающие заботливые взаимоотношения членов семьи, совместные действия; фотоальбом «Моя семья»;

«Дом, в котором ты живешь» – фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

«Ребенок и сверстники» – иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях: дети трудятся, помогают друг другу (взрослым), занимаются, играют и т. д.;

«Эмоциональные состояния» – иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

«Поведение детей» – иллюстрации, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, этикете;

материал для знакомства детей с малой родиной (детским садом, близлежащими улицами, родным городом (деревней)) – фотоматериалы, иллюстрации, открытки, альбомы;

материал по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах;

иллюстрации с животными белорусских лесов с характерными признаками времен года;

фольклорные произведения (песни, потешки, сказки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В средней группе осуществляется работа по формированию и расширению представлений о семье, детском саде, населенном пункте, в котором проживает воспитанник, и его достопримечательностях, о знаменитых земляках; по приобщению к истокам белорусской культуры. Следовательно, содержание центра по формированию основ гражданско-патриотической культуры должно быть расширено материалами:

по социально-нравственному воспитанию (семейные праздники и традиции) – фотоматериалы, альбомы и др.;

знакомству детей с малой родиной: детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения, отражающими историю возникновения населенного пункта, его названия, животный и растительный мир и др., – фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки;

приобщению детей к истокам белорусской народной культуры – предметы старины, белорусские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

знакомству с государственными символами (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь) – книги, иллюстрации, аудиозаписи;

формированию представлений о белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики); воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов – фотоматериалы, иллюстрации и др.;

художественной литературой нравственной тематики, фольклорными произведениями в соответствии с возрастом воспитанников (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д.) – книги, аудиозаписи.

В старшей группе в центре по формированию основ гражданско-патриотической культуры целесообразно представить материалы в соответствии с такими направлениями работы по патриотическому воспитанию, как краеведение; развитие представлений о родной стране, государственных символах, историческом прошлом Беларуси:

«Моя семья» – семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Как мы вместе отдыхаем» и др.;

«Родной город (деревня)» – иллюстрации, фотоматериалы на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города»; карта города; символы города (герб);

«Мой край» – материалы, знакомящие детей со славой и достижениями области (города́ области, чем они знамениты, промышленность и сельское хозяйство области); карта Беларуси;

«Защитники Отечества» – иллюстрации «Великая Отечественная война», «Белорусская армия»; фотоматериал «Памятники воинской славы»; художественная литература и дидактические игры по теме; макеты (военная техника и т. п.);

«Люди, прославившие Беларусь» – портреты; произведения художественной литературы, рассказывающие о великих соотечественниках;

«Приобщение к истокам белорусской народной культуры» – иллюстрации по темам: «Как жили люди в Беларуси», «Предметы старины», «Из истории белорусского народного костюма», «Народные праздники и обряды», «Народный календарь»; предметы старины; белорусские игрушки; предметы народного декоративно-прикладного искусства; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме;

«Наша планета Земля» – глобус; детская карта мира; иллюстрации; произведения художественной литературы, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны;

фольклорные произведения (сказки, былины, предания) – книги, аудиозаписи.